Экстремальный бог Мауи подарил людям мечту!

Некоторые исследователи - сторонники теории о заселении Полинезии выходцами из Южной Америки - считают родиной серфинга прибрежные районы современного Перу. Но скорее всего, серфинг, как одна из составляющих религиозных обрядов, развился в Полинезии, независимо от азиатской или американской культур.

В пользу американской версии развития этого искусства говорит обнаружение в Перу своеобразных плавсредств, по форме очень напоминающих современные доски для серфинга, хотя культурный слой, к которому принадлежат эти находки имеет солидный возраст. На ту же мысль наводит доказанная Туром Хеердалом теория американского заселения Полинезии. Тем не менее, в мире существует еще одно, при этом исторически несвязанное с Полинезией место, где существовали своеобразные формы серфинга. К примеру, на атлантическом побережье Африки, в районах Сенегала, Берега Слоновой Кости, Ганы молодежь с успехом занималась бодисерфингом и бодибордингом, а рыбаки, выходя на промысел на чем-то напоминающем доски, умудрялись во время возвращения встать на них, преодолевая прибой.

Доски в Африке использовались как примитивное средство передвижения по воде, а бодисерфинг и бодибординг были доступны всем и каждому, в то время как на Гавайском архипелаге это занятие было привилегией исключительно высшего жречества, аристократии и членов королевской фамилии. И здесь возникает вопрос, чем же считать серфинг - спортом, то есть средством достижения гипотетического удовлетворения посредствам экстремальных ощущений, или чем-то большим? Ведь существует версия об обрядовой роли серфинга, используемого преимущественно среди племен Гавайского архипелага, при проведении инициаций и совершении иных культовых действий.

В своих заметках о посещении острова Таити в 1777 году капитан Джеймс Кук упоминал, как местный житель ловил волны на каноэ исключительно из любви к искусству. Однако, несмотря на райские кущи тихоокеанских архипелагов, жизнь земледельца, рыбака, собирателя или охотника экстремальна сама по себе. И вряд ли у туземного населения находилось время на поиски сильных ощущений. Это немного объясняет, почему серфинг был уделом аристократии: они имели на это время и были причастны к культу, являясь потомками того или иного божества местного пантеона, и самого Мауи в том числе. Но как бы там ни было, чем бы не являлся серфинг, в какой бы точке мира он не появился, в современном понимании он имеет полинезийские корни. И, рассматривая серфинг не просто как некий вид океаническойской атлетики, а как субкультуру, можно смело утверждать, что в ее основу легли впечатления человека, ставшего первым обладателем "дара Мауи".

Орнаментальное и фигуративное украшение орудий и бытовых предметов имеет очень древнюю традицию, доказанную археологическими материалами, относящимися к эпохе верхнего палеолита. У человека с сознанием, сформированным постоянным сравнением физических явлений и своих духовных реакций на них, возникала потребность в выражении ощущений. В результате появился своеобразный "алфавит" символов. И, разумеется, искусства papa he` e naly (т.е. серфинга) как способа достижения ярчайших впечатлений, не могла минуть традиция "украшательства". Оло (доски) изготавливались с соблюдением многочисленных обрядов и нанесением символов сакрального характера. Длина оло варьировалась от 2,7 до 5.5м., при этом доски могли весить порядка 70 килограмм.

Исследователь влияния мирового океана на культуру и цивилизацию народов - профессор Манн-Боргезе - пишет, что в XIX веке серфинг, как вид спорта, пришел в упадок. Он не был распространен вне Полинезии, а значит, и не переживал подъема. Однако, мало помалу, волшебство тихоокеанских архипелагов отвлекало миссионеров от креста и прогресса, и многие местные традиции были восстановлены, хотя не всегда в прежнем качестве, как в случае с серфингом, который, вероятно, тогда и стал спортом. И в этом качестве, в период между 1885- 1899 годами серфинг перебрался на континент с легкой руки женщины хапа- хаоле (т.е. смешанная кровь). Принцесса Каиулани, дочь губернатора Клегорна и сестра короля Калакалуа, оставила Гавайи и перебралась в Англию с целью получения образования соответствующего происхождению. По окончанию учебы, она вместе с отцом отправилась в путешествие по Европе. Общество восхищалось ей как прелестной женщиной, хорошим музыкантом и пловцом. И она часто демонстрировала европейцам свое искусство катания, открывая им "новый вид спорта".

Но настоящее возрождение серфинг пережил в период с 1903 по 1908 годы. В это время серфинг находит поддержку в лице энтузиастов не только полинезийского происхождения, но и европейского, чему способствовал двукратный олимпийский чемпион по плаванию Дьюк Каханамоку. А в 1915 году он же раздвинул границы серфинга до берегов Австралии, начав кататься в Сиднее на пляже Фрешуотер-бич. Также огромное влияние на распространение этого искусства оказал Джордж Фритт, родившийся в 1883г. В шестнадцатилетнем возрасте он освоил технику катания стоя, вместо принятой ранее лежачей, на доске преподнесенной ему в дар дядюшкой, гавайским принцем. Кстати, не менее заметным является вклад писателя Джека Лондона, упоминавшего в своем рассказе "Алоха Оэ" о технике катания, стоя, с помощью небольшого весла, между прочим, самим Лондоном освоенной и названной им "спортом богов и героев".

А в 1930 году Том Блейк, уже имевший патент за изобретение полой доски, делает шаг, ставший в некотором роде поворотной вехой в истории развития серфинга. Он укрепляет небольшой плавник на задней части днища доски. Это облегчило маневренность и добавило устойчивости при поворотах. Ранее, на традиционных досках, ничего подобного не было: для совершения поворота, серфер вынужден был опускать либо ногу, либо руку в воду. Примерно в то же время, некто Пит Петерсон экспериментирует с бальзой - деревом имеющим легчайшую древесину, до сих пор используемую в авиастроении. И ему же, после второй мировой войны, лос-анджелесской компанией по производству пластмасс, были предоставлены материалы для изготовления первой доски на стекловолоконной основе. И пятидесятые годы ХХ столетия открывают золотую страницу этого "дара Мауи".

На этом Мауи не остановился. Хитрец, покинув жемчужный, грохочущий прибой, устремился к заснеженным горным вершинам и стал скатываться на доске с их склонов. Ворвался в духоту мегаполисов, чтобы на той же доске промчаться по горячему асфальту. Вновь вернулся в прибой и покорил ветер, на свою доску поставив парус, и, чтобы совсем показать свое превосходство над богами, поднял человека на доске под облака - скользить на небесных струях! Мауи Тики-тики подарил человеку путь к мечте, который на поверку и оказался мечтой.

Автор: Никита Замеховский, источник: extreme.sportbox.ru

Понравилось? Расскажи об этом своим друзьям:

Комментарии:

Copyright © 2008-2024, Surfers Paradise. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна при обязательной активной гиперссылке на источник.

Rambler's Top100 Экстремальный портал VVV.RU rating wind.ru